Сделать коллекцию, когда фабрики закрыты? Учимся у Мартина Маржелы и Пако Рабана

T

Когда одни фабрики закрыты, а мощности других перенаправлены на производство защитных масок и халатов для врачей, сложно думать о новых коллекциях. Тем не менее, чтобы индустрия моды не разрушилась окончательно, бренды не могут позволить себе останавливаться: Неделя моды в Лондоне — теперь в онлайн-формате — состоится уже в середине июня, а миланские и парижские показы, предположительно, пройдут в сентябре. Можно ли создать новую коллекцию без производств? Опыт прошлого показывает, что да. Вот несколько воодушевляющих примеров.

Вариант 1:

отказаться от тканей

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:85,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:43,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

«12 платьев, которые непригодны для носки» — так называлась первая коллекция Пако Рабана, представленная в 1966 году. Те платья действительно сложно было представить в обычном гардеробе, потому что сделаны они были из пластика и металла. «Не кутюрье, а жестянщик», — с упреком говорила Коко Шанель в адрес дизайнера. «Жестянщик», по своим же словам, просто хотел бросить вызов буржуазным представлениям о моде: чтобы делать моду, считал он, не нужны нитки, иголки и ткани — достаточно плоскогубцев, металлических дисков и большой идеи.

Позже Пако Рабан создавал одежду из бумаги, дерева, пуговиц, кокосовых орехов и лазерных дисков. А те самые металлические платья, как у Одри Хепберн в ленте «Двое на дороге», продавались в специальных «сделай сам»-коробочках с плоскогубцами, металлическими дисками и инструкцией: прием с вовлечением клиента в производство изделия и 50 лет спустя выглядит очень передовым.

Пако Рабан в свой студии, 1966 год

{«points»:[{«id»:4,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:6,»properties»:{«x»:-279,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:5,»properties»:{«duration»:140,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

Одри хепберн в фильме
«Двое на дороге», 1967 год

Вариант 2:

посмотреть вокруг себя

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:85,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:43,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

С тем, что сегодня гордо называют «ресайклингом», Мартин Маржела работал уже сорок лет назад. Сама идея возвращать к жизни ненужное и выброшенное зачастую появлялась из-за нехватки денег, но именно эти идеи дизайнера, как показали годы, сильно опережали свое время. В коллекции Maison Martin Margiela весна-лето 1990 был жилет из рваных и склеенных рекламных постеров с подкладкой из простейшего белого хлопка. Коллекция 1992 года сделана из старых шелковых платков. Основой для коллекции весна-лето 1993 стали старые театральные костюмы и нижние юбки для бальных платьев.

По воспоминаниям друзей, Маржела скупал груды винтажной одежды, распарывал вещи и разбирал на составные части — заново воспроизведенные предметы со всеми несовершенствами и «шрамами» затем выпускались в линии Replica. Кофры из химчистки, шлемы для скутеров, занавески для ванной и пластиковые пакеты из супермаркета — всё это в руках Маржелы превращалось в без преувеличения гениальное. Сшить свитер из носков по заветам дизайнера, кстати, ради интереса можно попробовать дома — вот по этой инструкции: понадобится швейная машинка и четыре пары носков.

Инструкция: как сделать свитер из восьми носков

MAISON MARTIN MARGIELA, ВЕСНА-ЛЕТО 1993

Maison Martin Margiela, весна-лето 1992

MAISON MARTIN MARGIELA, ВЕСНА-ЛЕТО 1993

Вариант 3:

посмотреть внимательнее — и на мусорные пакеты тоже!

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:85,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:43,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

Примерно так у британского дизайнера Гарета Пью получились платья из мешков для мусора: они вошли в коллекцию осень-зима 2013, а затем выставлялись в Метрополитен-музее. Мусорные пакеты разрезались на тонкие полоски: из них дизайнер делал помпоны и вплетал в платья, шарфы и пальто — издалека казалось, что вещи расшиты черными перьями.

«Нам даже пришлось провести специальный ресерч мусорных мешков, — рассказывал Гарет Пью, — Я покупал множество рулонов, пока не нашел подходящие: матовые, глубокого черного цвета и на ощупь похожие на папиросную бумагу. Мешки также были плоскими, при этом жесткими, а в движении нисколько не напоминали пластик — скорее перья».

Gareth Pugh, осень-хима 2013

Вариант 4:

попробовать лоскутную технику 

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:85,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:43,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

Техника шитья из лоскутков появилась тысячелетия назад, но актуальна до сих пор, в том числе и среди люксовых марок. Принцип — в трепетном отношении к каждому лоскутку. На последней Неделе высокой моды пэчворк дошел до кутюрных коллекций. Виктор Хорстинг и Рольф Снорен (Viktor & Rolf), решив работать только с архивами, задействовали семплы тканей, которые им присылали текстильные фабрики в разные годы. Из крошечных кусочков были собраны платья — и кутюрная коллекция. В конечном счете вещи, пускай и сшитые из старых образцов, никак не противоречат концепции кутюра — это по-прежнему колоссальный ручной труд и высочайшее мастерство.

Последняя коллекция Marni, показ которой проходил за несколько дней до закрытия Италии на карантин, тоже сделана в технике пэчворк. Старые и новые материалы в работах дизайнера Франческо Риссо смешаны так виртуозно, что невозможно определить, что из них архивное, а что только что произведено. Пальто собраны из кусочков кожи близких оттенков, на кардиганах большими швами соединены трикотаж в рубчик и мохер. Лоскутная техника используется также в аксессуарах и обувной линейке.

Marni, коллекция осень-зима 2020

Лоскутная техника из сэмплов ткани в кутюрной коллекции Viktor & Rolf, весна 2020

Вариант 5:

не забывать о дэдстоке

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:85,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:43,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

Списанные с военных складов парашюты и спальные мешки, светоотражающие куртки уличных рабочих и защитные костюмы для работы с химическими веществами — все эти вещи составляют основу коллекций британского дизайнера Кристофера Рейберна. Главным материалом в сезоне весна-лето 2020 становится термическое одеяло, которое придумали в лабораториях NASA: оно отражает до 90% излучаемого телом тепла и защищает от дождя, снега и ветра. Плащи марки (в Raeburn их называют «Parasuits») шьются из рипстоп-нейлона — завалявшегося на складах материала для парашютов. История шелковой линейки еще интереснее: подушки, брюки и топы в мастерской Raeburn сделали из шелковых карт, которые Военно-воздушные силы Великобритании использовали во время Второй мировой войны.

Из российских марок с военным дэдстоком работают в «Олове». Одеяла с армейских вещевых складов идут на утеплители для вещей из осенне-зимних изделий, а надежные молнии курток Военно-воздушных сил СССР 1975 года вшивают в современные модели. Функциональные военные детали дают чувство защищенности, а это именно то, в чем многие из нас будут нуждаться в ближайшее время.

Raeburn, весна-лето 2020 — коллекция из термоодеял

Raeburn: костюм из шелковых карт и плащ из парашюта

false7671300truetruetrue{«width»:1000,»column_width»:65,»columns_n»:12,»gutter»:20,»line»:25}{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}»}

Источник: buro247.ru

Добавить комментарий