Гардероб Зигги Стардаста и шоу на Красной площади. Чем известен дизайнер Кансай Ямамото

T

Умер Кансай Ямамото — дизайнер, который создавал сценические образы для Дэвида Боуи. О чем известно куда меньше — так это о том, что Ямамото был одним из первых японских дизайнеров, обративших на себя внимание в Европе, а еще проложил дорогу Рей Кавакубо и своему однофамильцу Йоджи Ямамото.

Однажды ночью в 1973 году Кансаю Ямамото позвонил знакомый стилист. Он не просто просил дизайнера срочно приехать в Нью-Йорк, а почти требовал этого. «Здесь один интересный человек, с которым ты обязан познакомиться», — говорил знакомый на проводе.

«Если кто-то звонит вам снова и снова в три часа ночи, наверное, речь правда идет о чем-то очень увлекательном», — вспоминал много лет спустя Кансай Ямамото. Тогда Кансай Ямамото отменил планы на ближайшую неделю, отправился в аэропорт и за 13 часов долетел из Токио до Нью-Йорка. «Интересным человеком», которого рекламировал знакомый по телефону, оказался Дэвид Боуи. Дизайнер сразу попал на шоу музыканта. Боуи в прямом смысле спустился откуда-то с потолка — еще и в одежде Kansai Yamamoto. «Я впервые увидел свою одежду не на профессиональных моделях, а на музыканте. Появилось ощущение, будто я знаком с ним целую вечность».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от David Bowie (@davidbowie) 27 Июл 2020 в 1:13 PDT

Дэвид Боуи и Кансай Ямамото, 1973 год.
Фото: МасаЕши Сукита

Трикотажный комбинезон Кансая Ямамото для тура Aladdin Sane,
1973 год. © Victoria and Albert Museum

Можно было никогда не слышать имя Кансая Ямамото. Но его самую известную работу, скорее всего, видели даже не интересующиеся модой: это виниловый комбинезон Дэвида Боуи (то есть Зигги Стардаста, его сценического эго) с переливающимися серебряными полосками, от которых рябит в глазах. Космический костюм Ямамото придумал на основе традиционных японских брюк хакама, которые носят самураи. Потом появились кейп-кимоно с иероглифами, знаменитый трикотажный комбинезон Боуи, оголяющий одну руку и противоположную ногу, и другие вещи сценического гардероба для тура Ziggy Stardust 1973 года.

Ямамото и Боуи стали друзьями. Дизайнер знакомил музыканта с тонкостями японской культуры. Под впечатлением от театра кабуки Боуи проворачивал на своих концертах хаягавари — прием, когда актер быстро снимает слой одежды и предстает в совершенно другом образе. Ямамото, в свою очередь, учился у Боуи создавать зрелищные перформансы. По словам самого дизайнера, это подтолкнуло его заняться продюсированием: чуть позже Ямамото придумает зрелищное шоу Kansai Super Show и поедет с ним в мировое турне, а в 1993 году проведет на Красной площади в Москве грандиозный показ Hello Russia, который посетят 120 000 человек.

ФОТО: МАСАЕШИ СУКИТА © snap galleries

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Fashion & Lace Museum (@fashionandlacemuseum) 27 Июл 2020 в 8:41 PDT

Космический костюм для Дэвида Боуи (то есть Зигги Стардаста) дизайнер придумал на основе традиционных японских брюк хакама, которые носят самураи. ФОТО: МАСАЕШИ СУКИТА © snap galleries

Кансай Ямамото был одним из первых японских дизайнеров, обративших на себя внимание в Европе. Свою первую коллекцию в Лондоне он представляет в 1971 году. Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото дебютируют в Париже десятью годами позже — в 1981 году. Сегодня японская мода прочно ассоциируются с тройкой Кавакубо, (Йоджи) Ямамото и Мияке. Кансай Ямамото в этот список не входит, да и работы дизайнера сложно даже поставить в ряд с вышеперечисленными — они словно из параллельной вселенной: щедрые фактуры и калейдоскопические принты, декоративность, объем. Вещи дизайнера часто описывают японским термином «басара», что означает мятеж, дух свободы. Еще Ямамото, как ни один другой японский дизайнер своей эпохи, активно использовал фрагменты родной культуры: искусство периода Адзути-Момояма, манга, татуировки якудзы, театр кабуки, работы Хокусая. Вообще его мудборды не знали границ: в коллекции 1990 года можно разглядеть, к примеру, русские православные иконы. Дизайнер не умел и не хотел делать простое и работать в рамках черного и белого цветов, что стало губительным для бренда Kansai Yamamoto в 1990-х, эпоху минимализма.

Последние десять лет работы Ямамото становятся основой коллекций для других дизайнеров. Жан-Поль Готье повторял принты Ямамото в 2011 году и одноногий комбинезон Боуи в 2013 году. Во время работы в Givenchy Рикардо Тиши цитировал принты японца. В кутюре Dior времен Рафа Симонса есть комбинезон космического самурая, явно вдохновленный образом Зигги Стардаста. Знатоки также разглядят наследие Ямамото в коллекциях Valentino и Gucci. В 2017 году Николя Гескьер просит Ямамото сделать принты для круизной коллекции Louis Vuitton.

Самое удивительное, что вещи Кансая Ямамото сегодня не выглядят каким-то приветом из прошлого. Мода с тех пор превратилась в сложную структуру, где дизайнер не просто создает коллекции, а представляет зрителю целый новый мир, как делает, например, Микеле в Gucci. 50 лет назад Ямамото также выводил моду за рамки, превращая ее в поп-культуру. Добавьте к этому поддержку культурного наследия своей страны, зрелищные шоу, театральность коллекций и хороший дизайн — к слову, вне гендера.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Marc Jacobs (@themarcjacobs) 27 Июл 2020 в 4:06 PDT

false7671300truetruetrue{«width»:1000,»column_width»:65,»columns_n»:12,»gutter»:20,»line»:25}{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}»}

Источник: buro247.ru

Добавить комментарий